Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Личный кабинет
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
САЙТ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА КЫZЫЛА
официальный сайт
  AAA
12+

В столице Тувы возвели памятник первому летчику республики Чооду Кидиспею

  • 25 июля 2018

    В столице Тувы возвели памятник первому летчику республики Чооду Кидиспею
    События

    Торжественное мероприятие состоялось 24 июля перед зданием аэропорта «Кызыл» с участием детей из ансамбля «Самолеты» Тес-Хемского района, сотрудников авиапредприятия, представителей общественности.

    Участники церемонии название событие знаковым, так как проводится она в честь 110-летия со дня рождения первого тувинского летчика и 80-летия со дня основания тувинской авиации.

    Идея создания памятника принадлежит ветерану республики Анай Балчыровне Кара-оол. Именно ей удалось зарядить своим энтузиазмом многих людей, которые внесли свой вклад в основание памятника и заслужили низкий поклон он современников и будущих поколений.
    Глава Тувы Шолбан Кара-оол поприветствовал участников исторического мероприятия:

    - Позвольте сердечно приветствовать вас на знаменательном и долгожданном событии – открытии памятника достойному сыну нашего народа, первому летчику Тувы Чооду Кидиспею Дагбаевичу! _DSC5704.JPG

    Мы знаем, что авиация в российском государстве стала активно развиваться после Первой мировой войны, в начале 20 столетия. Именно в это время в Урянхайском крае происходили исторические и судьбоносные для тувинского народа события – основание Тувинской Народной Республики, установление крепких, дружественных отношений с Россией.

    В молодой Туве царил всеобщий духовный подъем, на будущее своей Родины многие смотрели с большим воодушевлением и ожиданием новых перемен. Одной из важнейших задач, которое необходимо было решать в первую очередь, стало развитие транспортной отрасли: строительство дорог и создание воздушного сообщения. Для осуществления этих планов нужны были свои, национальные кадры.


    В 1934 году по просьбе руководства ТНР в Оренбургское военное авиационное училище были приняты два тувинских военнослужащих Отдельного кавалерийского полка Тувинской народно-революционной армии – секретарь штаба старшина Чооду Кидиспей Дагбаевич и боец-кавалерист Оюн Лапшын Доскаарович, отличники боевой и политической подготовки, хорошо владевшие русским языком.

    _DSC5708.JPGВ 1936 году, к 15-летию Тувинской Народной Республики СССР подарила 15 легковых автомашин и два самолета «ПО-2». На одном из них прилетел домой Чооду Кидиспей, студент последнего курса авиашколы.

    Его не зря называют основателем тувинской авиации. Исторические хроники и справки представляют нам образ очень

    деятельного, увлеченного и бесстрашного человека. В 1937 году после окончания учебы Чооду Кидиспей назначен командиром авиазвена Отдельного кавалерийского полка Тувинской народно-революционной армии, а Оюн Лапшын его заместителем.

    По поручению командования Кидиспей Дагбаевич сразу же взялся за организацию курсов по подготовке пилотов, бортмехаников, авиатехников, одновременно работал над строительством взлетно-посадочной площадки, ангара и других сооружений будущего аэродрома, вовлекая в это дело таких же энтузиастов, как и он сам.

    Вместе с приглашенным из Советского Союза авиаинженером Николаем Прохоровым Кидиспей Чооду и Лапшын Оюн обучили лётному делу нескольких молодых парней. _DSC5714.JPG

    Из десятков претендентов на курсы попали Чили Чимит, Алексей Ензак, Ховалыг Хопуя, Виктор Очур-оол, Сергей Хунан-оол, Соян Дадар-оол.

    Первые пилоты начали осваивать небо Тувы: открыли воздушные линии из Кызыла в Шагонар, Чадан, Барун-Хемчик, Каа-Хем, Бии-Хем, Танды, Эрзин, Тес, Тоджу, Кунгуртуг, возили почту, руководителей республики, выполняли санитарные рейсы. Не было ни средств связи, ни метеостанций, ни оборудованных посадочных площадок. Несмотря на трудности, двигаясь по земным ориентирам, они продолжали прокладывать лётные маршруты и исследовать воздушное пространство Тувы.

    _DSC5720.JPGВпоследствии, когда началась Великая Отечественная война, авиазвено прошло учёбу на военных самолётах в Черногорске, где базировалась эвакуированная с Дальнего Востока Бирмская военная авиашкола. После полного курса учёбы пилоты ждали отправки на фронт.

    Первым из тувинских лётчиков на войну отправился Сергей Хунан-оол, но советское правительство берегло национальные кадры, и позже он был отозван на службу в Туву. Как ценного кадра командование тувинской армии отозвало и Чили Чимита, назначив его командиром авиазвена. Ензак и Хопуя по окончанию авиашколы были направлены в действующую армию в Забайкальский военный округ.


    Наши земляки вылетали в тыл врага, вывозили раненых с мест военных действий, вернулись домой из Японии после подписания мирного договора и окончания войны.

    Идейный вдохновитель создания тувинской авиации Чооду Кидиспей прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. В 1946 году в возрасте 38 лет он скончался от тяжелой болезни. Еще раньше, в 1942 году ушел из жизни и Оюн Лапшын. _DSC5717.JPG

    Но дело первых лётчиков Тувы было продолжено – после войны во главе с Чили Чимитом создан тувинский авиаотряд Красноярского территориального управления Гражданского Воздушного Флота. В 1972 году в его ведении находилось 12 вертолётов Ми-1, а также 22 самолёта Ан-2. Авиаотряд летал по 24 авиатрассам, охватывающим 22 населенных пункта и 16 районов Тувинской автономной области.

    В советское время из Кызыла выполнялись полеты в 23 аэропорта бывшего СССР. Воздушные суда совершали рейсы в Москву, Абакан, Красноярск, Шушенское, Саяногорск, Новокузнецк, Кемерово, Новосибирск, Томск, Барнаул, Бийск, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Алма-Ату, Бишкек, Ташкент, Иркутск, Улан-Удэ, Благовещенск, Тынду и другие города.

    С приходом противоречивых и кризисных 90-х прошлого века многие авиапредприятия стали испытывать трудности с финансированием, уменьшилось количество рейсов, уходили кадры. Резко сократилась география полетов и в Туве.

    _DSC5754.JPGНо, не смотря на сложнейшее экономическое положение, нам удалось сохранить воздушное сообщение республики с регионами и внутри нее. Для этого Правительству в течение ряда лет понадобились немалые усилия.

    При поддержке федеральной власти нам удалось создать на базе обанкротившихся «Тувинских авиационных линий" федеральное предприятие «Аэропорт Кызыл». Мы добились своего – сохранили весь аэропортовый комплекс столицы. Для развития собственной авиации мы создали республиканскую авиакомпанию «Тувинские авиационные линии». Постепенно наращивалось субсидирование на местных воздушных линиях, проводилась работа по привлечению сторонних авиакомпаний для выполнения межрегиональных авиарейсов.

    Вы знаете, что сегодня выполняются полёты в Красноярск, в Новосибирск – в неделю три раза. Пусть и с пересадкой есть возможность улететь в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Улан-Удэ, Читу, Якутск, Читу, Челябинск. Из внутренних рейсов в летнее время работает маршрут на курорт Уш-Белдир. Продолжаются работы по патрулированию лесов и

    тушению пожаров в пожароопасный период, а благодаря санитарной авиации в экстренных случаях оказывается медицинская помощь во всех уголках республики. _DSC5749.JPG

    Задача транспортной доступности нашего региона остается до сих пор актуальной. Именно поэтому мы добились на федеральном уровне реконструкции аэропортового комплекса г. Кызыла. Работы здесь близятся к завершению, и уже в этом году новая взлетно-посадочная полоса сможет принимать тяжелые самолеты.

    Мы планируем добиться получения международного статуса для аэропорта, что позволит расширить авиасообщение республики не только внутри России, но и за пределы нашей страны.

    37679183_300892713985110_480758409818275840_n.jpg И, конечно, мы намерены обновлять парк воздушных судов. Полагаю, что как раз сегодня на Улан-Удэнском авиационном заводе идет приемка специалистами Тувинских авиалиний нового вертолета МИ-8 со специализированным медицинским модулем.

    Уважаемые земляки!

    Идея строительства памятника первому лётчику Тувы высказывалась еще в 1991 году, однако реализации этого замысла помешали объективные обстоятельства. И я очень рад, что к значимой дате – 110-летию со дня рождения Чооду Кидиспея, нам удалось осуществить давно задуманное.

    Сегодня, увековечивая память первого лётчика Тувы мы отдаем дань подвигу всех пилотов тувинского авиаотряда, их отваге и мужеству в освоении профессии, высокому патриотизму и созидательному труду на благо родной земли. Жизнь и судьба первых лётчиков станет для молодых современников примером самоотверженного служения народу и Отечеству.

    Сохраняя страницы истории Тувы, мы сохраняем дух нашего народа, формируем и определяем его будущее.

    gov.tuva.ru




Возврат к списку

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!